Контакты
Телефоны
+7 (499) 348-23-19,
Электронная почта
ru@enecagroup.com
Найти
Общественные обсуждения отчета об ОВОС: НОВОЕ в процедуре (предварительное информирование)

Общественные обсуждения отчета об ОВОС: НОВОЕ в процедуре (предварительное информирование)

В особых случаях помимо разработки разделов проектной (предпроектной) документации требуется разработка отчета об «Оценке воздействия на окружающую среду» (далее - ОВОС). Перечень объектов, для которых проводится оценка воздействия на окружающую среду, приведен в ст. 7 Закона Республики Беларусь от 18.07.2016 № 399-З «О государственной экологической экспертизе, стратегической экологической оценке и оценке воздействия на окружающую среду» (далее — Закон № 399-З).

Пункт 7 главы 2 Положения о порядке проведения оценки воздействия на окружающую среду, требованиях к составу отчета об оценке воздействия на окружающую среду, требованиях к специалистам, осуществляющим проведение оценки воздействия на окружающую среду, утвержденного постановлением Совмина от 19.01.2017 № 47 (далее – Положения № 47), предусматривает следующие этапы ОВОС:

- разработка и утверждение программы проведения ОВОС;

- проведение международных процедур в случае возможного трансграничного воздействия планируемой деятельности;

- разработка отчета об ОВОС;

- проведение общественных обсуждений отчета об ОВОС, в том числе в случае возможного трансграничного воздействия планируемой деятельности с участием затрагиваемых сторон (при подтверждении участия);

- в случае возможного трансграничного воздействия планируемой деятельности проведение консультаций с затрагиваемыми сторонами по полученным от них замечаниям и предложениям по отчету об ОВОС;

- доработка отчета об ОВОС, в том числе по замечаниям и предложениям, поступившим в ходе проведения общественных обсуждений отчета об ОВОС и от затрагиваемых сторон, в случаях, предусмотренных п. 7.7 главы 2 Положения № 47;

- утверждение отчета об ОВОС заказчиком с условиями для проектирования объекта в целях обеспечения экологической безопасности планируемой деятельности;

- представление на государственную экологическую экспертизу разработанной проектной документации по планируемой деятельности с учетом условий для проектирования объекта в целях обеспечения экологической безопасности планируемой деятельности, определенных при проведении ОВОС, а также утвержденного отчета об ОВОС, материалов общественных обсуждений отчета об ОВОС с учетом международных процедур (в случае возможного трансграничного воздействия планируемой деятельности);

- представление в случае возможного трансграничного воздействия планируемой деятельности в Министерство природных ресурсов и охраны окружающей среды утвержденного отчета об ОВОС, а также материалов, указанных в части второй пункта 23 Положения № 47, и принятого в отношении планируемой деятельности решения для информирования затрагиваемых сторон.

Порядок проведения общественных обсуждения отчета об ОВОС установлен главой 5 Положения о порядке организации и проведения общественных обсуждений проектов экологически значимых решений, экологических докладов по стратегической экологической оценке, отчетов об оценке воздействия на окружающую среду, учета принятых экологически значимых решений, утвержденного постановлением Совмина от 14.06.2016 № 458 (далее – Положения № 458), в которое постановлением Совмина от 30.09.2020 № 571 внесен ряд изменений и дополнений.

Уведомления о проведении общественных обсуждений отчетов об оценке воздействия на окружающую среду публикуются в печатных средствах массовой информации и размещаются их организаторами на официальном сайте местного исполнительного и распорядительного органа в сети Интернет в разделе «Общественные обсуждения» не позднее даты начала общественных обсуждений (ч. 4 п. 5 Положения № 458).

С 01.12.2020 изменена процедура общественных обсуждений отчета об оценке воздействия на окружающую среду. С целью выполнении Республикой Беларусь решения VI/8c совещания Сторон Орхусской конвенции в части необходимости информирования общественности надлежащим, своевременным и эффективным образом в отношении принимаемых экологических решений введен подпункт 43-1 пункта 43 Положения № 458 «предварительное информирование граждан и юридических лиц о планируемой реализации хозяйственной и иной деятельности на территории данной административно-территориальной единицы».

Данная процедура предусматривает доведение гражданам и юридическим лицам в течение месяца после утверждения программы проведения оценки воздействия на окружающую среду графика работ по проведению оценки воздействия на окружающую среду, сведений о планируемой деятельности и альтернативных вариантах ее размещения и (или) реализации, заказчике посредством:

- размещения графика и сведений на официальном сайте местного исполнительного и распорядительного органа в сети Интернет в разделе «Общественные обсуждения»;

- размещения графика и сведений в печатных средствах массовой информации;

- использования иных общедоступных способов в соответствии с законодательством об информации, информатизации и защите информации (п. 43-1 Положения № 458).

Как проходит предварительное информирование?

  1. Заказчик информирует местный исполнительный комитет о необходимости предварительного информирования граждан и юридических лиц о планируемой реализации хозяйственной и иной деятельности. Для этого заказчику необходимо предоставить в исполком:

- заявление (форма не установлена) с просьбой проведения предварительного информирования;

- график работ по проведению оценки воздействия на окружающую среду и сведения о планируемой деятельности (в том числе на электронном носителе);

- программу проведения ОВОС.

Справочно: программа проведения ОВОС разрабатывается уполномоченной заказчиком проектной организацией (п. 10 главы 2 Положения № 47). В программе проведения ОВОС определяются структура отчета об ОВОС, график, объем и степень детализации работ по ОВОС исходя из особенностей планируемой деятельности и сложности природных, социальных и техногенных условий. Степень детализации и объем работ по ОВОС должны быть достаточными для предварительного определения и оценки возможных последствий в области охраны окружающей среды и рационального использования природных ресурсов и связанных с ними социально-экономических последствий, иных последствий планируемой деятельности для окружающей среды, включая здоровье и безопасность людей, животный мир, растительный мир, земли (включая почвы), недра, атмосферный воздух, водные ресурсы, климат, ландшафт, природные территории, подлежащие особой и (или) специальной охране, а также для объектов историко-культурных ценностей и (при наличии) взаимосвязей между этими последствиями.

Проектная организация при разработке программы проведения ОВОС с учетом критериев, установленных в Добавлениях I и III к Конвенции об оценке воздействия на окружающую среду в трансграничном контексте от 25 февраля 1991 года, определяет, может ли воздействие планируемой деятельности иметь трансграничный характер.

  1. Исполнительный комитет предварительно информирует граждан и юридических лиц о планируемой реализации хозяйственной и иной деятельности посредством публикации в печатных средствах массовой информации за счет средств Заказчика, а также размещения уведомления на официальном сайте соответствующего исполкома в сети Интернет в разделе «Общественные обсуждения».

В какие сроки проходит предварительное информирование?

После утверждения программы проведения оценки воздействия на окружающую среду в течение месяца требуется дополнительное предварительное информирование граждан и юридических лиц о планируемой хозяйственной и иной деятельности.

Сроки размещения уведомления о планируемой деятельности для организации общественных обсуждений после размещения предварительной информации (в сети Интернет в разделе «Общественные обсуждения» и печатных средствах массовой информации) не установлены.

Таким образом, Заказчик предварительно информирует граждан и юридических лиц через местный исполнительный комитет о планируемой реализации хозяйственной и иной деятельности в течение месяца после утверждения программы проведения оценки воздействия на окружающую среду.

После подготовки отчета об ОВОС Заказчик информирует местный исполнительный комитет о необходимости проведения общественных обсуждений отчета об ОВОС.

Какая информация должна содержаться в графике работ по проведению оценки воздействия на окружающую среду и сведениях о планируемой деятельности?

Можно выделить следующие этапы разработки отчета об ОВОС и проведения общественных обсуждений:

Этап проведения ОВОС

Ограничения сроков

Подготовка программы проведения ОВОС

-

Проведение предварительного информирования граждан о планируемой деятельности

в течение месяца после утверждения программы проведения ОВОС

Проведение ОВОС и подготовка отчета об ОВОС

с момента утверждения программы проведения ОВОС

Подготовка уведомления о планируемой деятельности

после подготовки

отчета об ОВОС

Направление уведомления о планируемой деятельности и программы проведения ОВОС затрагиваемым сторонам*

после подготовки

отчета об ОВОС *

Направление отчета об ОВОС затрагиваемым сторонам*

после подготовки

отчета об ОВОС *

Проведение общественных обсуждений (слушаний) на территории: Республики Беларусь

 

 

 

 

затрагиваемых сторон*

не менее тридцати календарных дней с момента публикации уведомления в СМИ и сети Интернет

 

не менее тридцати календарных дней с момента публикации уведомления на территории затрагиваемых сторон *

Проведение консультаций по замечаниям затрагиваемых сторон*

не менее тридцати календарных дней после завершения общественных обсуждений на территории затрагиваемых сторон *

Доработка отчета об ОВОС по замечаниям

-

Представление отчета об ОВОС в составе проектной документации на государственную экологическую экспертизу

-

Принятие решения в отношении планируемой деятельности

в течение месяца после представления отчета об ОВОС в составе проектной документации на государственную экологическую экспертизу

* в случае, если планируемая деятельность может оказывать значительное вредное воздействие (объект не попадает в Добавление I Конвенции об оценке воздействия на окружающую среду в трансграничном контексте)

Специалисты нашей компании имеют опыт разработки отчетов об ОВОС на протяжении 6 последних лет (с момента принятия Закона № 399-З о необходимости проведения ОВОС) в различных сферах деятельности (производственной (металлургической, машиностроительной, деревообрабатывающей, химической, пищевых продуктов и др.), горнодобывающей, транспортной (в том числе воздушного и железнодорожного транспорта), коммунальной и др.).

Обращаясь в нашу компанию за разработкой отчета об ОВОС, мы гарантируем вам качественное выполнение работ, в том числе и полное сопровождение процедуры общественных обсуждений отчета в строгом соответствии с требованиями действующего законодательства.

 

Наша компания оказывает услуги по:

консультации по экологии

Читать больше