Цифровая культура в проектировании и инженерии
Цифровая культура – это совокупность ценностей, навыков и практик, определяющих, как организация использует цифровые технологии и данные в своих бизнес-процессах. Проще говоря, это понимание современных ИТ-технологий и умение грамотно применять их в работе.
Ключевые аспекты цифровой культуры в проектировании:
- Совместная работа и открытость информации
- Работа в соответствии со стандартами, регламентами и лучшими практиками
- Работа с данными и аналитикой (например, факт объёмов из модели, коллиссии, стоимость материалов и ресурсов, энергоэффективность актива)
- Клиентоориентированность и ценность для бизнеса (т.е. создание ценности для всех заинтересованных лиц на жизненном цикле проекта от проектировщика и заказчика до конечных пользователей уже построенного объекта)
По данным RICS (Королевское общество сертифицированных специалистов в области недвижимости) компании с налаженной цифровой культурой отмечают выгоды:
- ~61% указывают на рост эффективности
- ~58% – на снижение издержек
Благодаря этому бизнес получает:
- Повышение производительности (быстрый доступ ко всем данным проекта, автоматизация рутинных задач)
- Уменьшение ошибок и переделок (общая BIM-модель позволяет выявлять коллизии и несоответствия заранее, что сокращает переработки и задержки)
- Прозрачность и управляемость процессов (цифровые платформы и данные из BIM-Модели дают руководителям единый “командный пункт” для контроля сроков, ресурсов, рисков)
Факторы, определяющие уровень цифровой культуры
Основные факторы, формирующие цифровую культуру и цифровую зрелость в компании:
- Лидерство и стратегия
- Организационные ценности и открытость к изменениям
атмосфера, в которой поощряются эксперименты, обмен знаниями, междисциплинарное взаимодействие должна формироваться и демонстрироваться от топ-менеджмента до группы управления и начальников отдела
- Кадровый потенциал
уровень владения BIM-инструментами, САПР, анализом данных не только среди проектировщиков, но и руководящего состава проекта/отдела/компании напрямую определяет, насколько глубоко цифровые процессы интегрированы
- Процессы и стандарты
-
Технологическая инфраструктура
-
Метрики и показатели цифровой зрелости

Как посмотреть на процессы бизнеса со стороны?
В компании ЭНЭКА для анализа шагов, необходимых для создания ценности/актива компании, используется инструмент Value Stream Mapping (VSM).
Он позволяет быстро осознать, что шаги по созданию актива/проекта в рамках проектирования, например такие, как разработка семейств, размещение оборудования, передача и отработка заданий, занимают лишь малую часть от общего времени поставки проекта заказчику.


Как координатор может повысить культуру?
- Координатор должен разрабатывать и внедрять План выполнения BIM-Проекта (BEP) на каждый проект, делая документ единственным источником актуальных данных, ссылок на регламенты и стандарты.
- Активно работать со всем составом проекта по использованию BEP и регламентов, приводя точечные примеры преимуществ и сокращений ошибок. Важно донести до сотрудников влияние данного метода на избавление от рисков и будущих проблем на поздних этапах проектирования и строительства.
- Регулярно проводить углубленные проверки моделей на коллизии и соответствие требования EIR.
- Требовать участия главных инженеров проектов, руководителей и менеджеров в инициативах обучения и непосредственном применении цифровых технологий.
- Проводить обучение проектировщиков, ТимЛидов, менеджеров проектов на темы, где видны пробелы или чаще всего происходят ошибки. Приглашать внешних экспертов и лидеров мнений, делая акцент на практический опыт и визуализацию.
- Сформировать техподдержку и наставничество в ежедневной работе. Координатор должен быть доступен для консультации и выполнять её качественно. Для этого требуется высокий уровень Soft-скиллов координатора, т.к. работа с людьми не всегда проста.
- Проводить аудит проектов профильными спецами, помимо регламентированных проверок. Формировать отчеты, интересоваться у специалистов как и почему процессы применяются. После обучать сотрудника или группу лучшим практикам, указывая на риски и возможные улучшения на реальных проектах.
- Улучшение коммуникации и сотрудничества. В цифровом мире используются средства коллективной работы в виде СОД, мессенджеров, ERP и CRM систем. Важно обучать команду пользоваться новыми инструментами вместо устаревших и неэффективных, формировать правила коммуникации (передавать документацию/модели/САПР только регламентировано и через СОД; не использовать личные мессенджеры, а применять корпоративный; ставить задачи в ERP системах).
- Постоянный мониторинг прогресса и мотивация команды координатором через метрики качества BIM-Моделей, BIM-Аттестацию в компании. Также формируется обратная связь специалистам, позитивно подкрепляющая внутреннюю мотивацию, и выделяются материальные преимущества в виде дополнительных коэффициентам к заработной плате.
Итоги и выводы
И улучшая шаг за шагом перечисленные факторы, но начиная с людей и лидеров на всех уровнях, компания может системно поднять свою цифровую культуру.