Контакты
Телефоны
+7 (499) 348-23-19,
Электронная почта
ru@enecagroup.com
Найти
Строим новый объект

Строим новый объект

Итак, есть идея построить что-то очень важное и нужное для организации, есть в этом здании/сооружении острая необходимость (собственная котельная, магазин, дополнительный цех, завод).

Прежде всего необходимо классифицировать здание, которое планируется построить, согласно СТБ 2331-2014 «Здания и сооружения. Классификация. Основные положения». Здание должно по критериям относится к одной из пяти классов сложности. Указом Президента Республики Беларусь от 14.01.2014 N 26 "О мерах по совершенствованию строительной деятельности" предусмотрено, что отдельные виды архитектурной, градостроительной, строительной деятельности (их составляющие) по перечню, определяемому Правительством Республики Беларусь, а также работы по обследованию зданий и сооружений осуществляются юридическими лицами (далее - юрлица) (индивидуальными предпринимателями (ИП)) при наличии аттестатов соответствия, выдаваемых в установленном порядке. Аттестаты соответствия I - IV категорий выдаются в зависимости от класса сложности объектов, на которых будут выполняться работы. От того какой класс сложности присвоен объекту зависит какой категории должен быть аттестат соответствия у организации, которую вв привлекаете к работе. Осуществление данной деятельности без аттестата соответствия, когда его наличие является обязательным, запрещается.

С января 2015г. введены в действие новые требования в области строительной деятельности, а именно – стала обязательной фигура управляющего проектами по возведению, реконструкции и реставрации объекта строительства. Функции управляющего проектом прописаны в Постановлении Минстройархитектуры Республики Беларусь от 4 февраля 2014 г. N 4. Вот к нему и необходимо обратиться заказчику, так как это физическое лицо либо инженерная организация поможет определить ряд вопросов для Заказчика: необходимость проведения торгов, необходимость разработки предпроектной документации, одностадийность либо двустадийность проектирования, написания задания на проектирование, получение разрешительной документации в том числе и на строительство и курирование вопросов строительства до сдачи объекта в эксплуатацию.

С учетом класса сложности у Заказчика есть несколько вариантов решения вопроса по управлению проектом. Согласно Указа Президента Республики Беларусь от 14.01.2014 N 26 "О мерах по совершенствованию строительной деятельности" при принятии решения по управлению проектом заказчик может:

  • получить аттестат соответствия на выполнение функций заказчика по комплексному управлению строительной деятельностью и самостоятельно выполнять все функции заказчика начиная с залючения договора на предпроектные работы и проектирование и заканчивая стротельством объекта и осуществлением функций технического надзора;
  • получить аттестат соответствия на выполнение функций заказчика по оказанию отдельных видов инженерных услуг в области строительства и самостоятельно выполнять функции заказчика включая момент заключения получения разрешения на строительство и заключение договора с подрядчиком – строительной организацией, нанимая в последующем специализированные аттестованные организации на функции ведения техничего надзора;
  • аттестовать своего работника на управляющего проекта либо принять такого работника в штат, чтобы он вел проект и смог получить разрешие на строительство и заключить необходимые договоры с проектировщиком и подрядчиком-строительной организацией. Руководитель (управляющий) проектом может быть назначен только при наличии аттестата, подтверждающего его квалификацию, выдаваемого в порядке, установленном Советом Министров Республики Беларусь (постановление Совета Министров Республики Беларусь от 21.03.2014 г. №252, квалификационные требования установлены постановлением Минстройархитектуры от 26.03.2014 г. №15 (пункт 115).

Если у компании небольшая численность работников и проект является единственным, то компания заключает договор на инженерные услуги с организацией, имеющей аттестат соответствия на выполнение функций заказчика по комплексному управлению строительной деятельностью и все функции по управлению проектом принимает на себя эта организация.

В ситуации когда компания собирается реализовать не один проект, но строительные работы сама вести не будет и в штате есть например директор, главный инженер либо зместитель директора с высшим строительным образованием, то можно получить аттестат соответствия на на выполнение функций заказчика по оказанию отдельных видов инженерных услуг в области строительства.

Компания может принять в штат работника, имеющего аттестат на управляющего проектом, если есть возможность предоставить загрузку этому работнику и обеспечить его работой и высокую заработную плату.

При получении заказчиком самостоятельно аттестатов соответствия на вышеперечисленные виды услуг в области строительства начиная от второй категории и выше, в требониях к получению аттестата соответствия добавляется один из пунктов о налии у заказчика опыта по управлению либо комплексному управлению проектами не ниже второй категории, который чаще вего отсутствует у заказчика.

Далее управляющий проектом у Заказчика должен определиться в отношении процедуры проведения подрядных торгов. В Указе Президента Республики Беларусь N 591 «О проведении процедур закупок при строительстве» прописаны случаи, когда заказчик обязан проводить подрядные торги при строительстве объектов:

1) в случае если объект финансируется за счет средств бюджета полностью или частично при стоимости строительства объектов 6 тыс. базовых величин (БВ) и более;

2) в случае, если объект строится за счет иных источников при стоимости строительства объектов 100 тыс. БВ и более.

В соответствии с Указом N 591 предпроектные, проектные и изыскательские работы подпадают под подрядные торги во всех случаях без учета пороговых значений.

Инженерные услуги стоимостью от 3000 БВ закупаются посредством подрядных торгов, менее указанной суммы - путем переговоров.

Товары стоимостью от 3000 БВ закупаются посредством торгов, менее этой суммы - путем переговоров. Посредством подрядных торгов также следует закупать отдельные виды строительных, монтажных, специальных и иных работ стоимостью каждого их вида 3 тыс. БВ и более.

При осуществлении текущего ремонта объявлять конкурс необязательно, достаточно провести переговоры.

На закупки товаров (работ, услуг) при строительстве, если процедуры таких закупок начаты или договоры о поставке товаров (выполнении работ, оказании услуг) заключены до 1 января 2014 года действие Указа N 591 не распространяется. При этом процедура закупки товаров (работ, услуг) считается начатой со дня принятия решения заказчика о ее проведении. Процедура таких закупок и исполнение договоров осуществляются в соответствии с законодательством, действовавшим до 1 января 2014 года.

С управляющим проеком заказчик определился, теперь он должен определиться с необходимостью и формой разработки предпроектной стадии (полный объем, упрощенный объем). В соответствии с Указом Президента Республики Беларусь от 14.01.2014 N 26 "О мерах по совершенствованию строительной деятельности" до разработки проектной документации заказчиками, застройщиками разрабатывается и утверждается предпроектная (предынвестиционная) документация, включая обоснование инвестиций и задание на проектирование, в которой определяются необходимость, техническая возможность, оценка воздействия на окружающую среду (в случаях, предусмотренных законодательством о государственной экологической экспертизе), экономическая целесообразность осуществления инвестиций в возведение, реконструкцию и реставрацию объектов строительства, требования к земельному участку (при возведении, реконструкции объектов), варианты объемно-планировочных и технологических решений, сведения об инженерных нагрузках, а также источники и объемы финансирования, расчеты по определению эффективности осуществления инвестиций, социальных, экологических и других последствий возведения, реконструкции, реставрации и эксплуатации объектов строительства.

В полном объеме разработка предпроектной документации требуется, если объект строительства (возведения, реконструкции, реставрации) относится к первому, второму, третьему или четвертому классу сложности.

Согласно п. 4.6 ТКП 45-1.02-298-2014 для зданий и сооружений, относимых в соответствии с СТБ 2331-2014 к первому - четвертому классам сложности, предпроектная документация разрабатывается в следующем составе (в полном объеме):

1) декларация о намерениях (при необходимости предварительного согласования места размещения земельного участка, изменения целевого назначения имеющегося земельного участка с целью строительства (реконструкции) объекта);

2) обоснование инвестиций;

3) план управления проектом (за исключением объектов капитального ремонта и благоустройства объектов строительства, объектов, на которых используются повторно применяемые и типовые проекты, и кроме объектов обустройства нефтяных месторождений);

4) бизнес-план (в установленных случаях);

5) задание на проектирование.

В упрощенном объеме (в форме задания на проектирование) разработка ППД требуется:

  • при выполнении работ по капитальному ремонту либо благоустройству на объектах первого - четвертого классов сложности;
  • при выполнении работ на объектах строительства, которые относятся к пятому классу сложности;
  • при возведении объектов строительства по типовым или рекомендованным для повторного применения проектам.

Предпроектные работы выполняются организацией при наличии аттестата соответствия на данный вид работ.

После разработки предпроектной документации заказчик определяется с проектной организацией, которая разрабатывает проектную документацию в одну или две стадии, а также осуществляет ведение авторского надзора в процессе строительства. Договоры на данные виды работ заключаются в соотвествии с Правилами заключения и исполнения договоров подряда на выполнение проектных и изыскательских работ и (или) ведение авторского надзора за строительством, утвержденные Постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 01.04.2014г. № 297.

После разработки проектной документации и получения положительного заключения экспертизы управляющий проектом получает разрешение на строительство объекта и заключает договор с подрядной организацией, имеющей аттестат соответствия определенной категории, обращается при необходимости за проведением технического надзора в организацию также имеющую аттестат соответствия определенной категории. После ввода объекта в эксплуатацию функция управляющего проектом заканчивается.

Если у заказчика возникнет необходимость или вопросы по разработке предпроектной документации либо комплексной разработки проектной документации, ОДО «ЭНЭКА» имеет по этим видам работ аттестат соответствия первой категории и может справиться с объектом любого уровня сложности и в сроки и с минимальными затратами разработать ваш проект.

Читать больше