контакты
Отдел продаж
  • г. Москва, улица Башиловская, дом 34, помещение II, комната 31Б, 127287

Как уйти от разработки ОВОС при проектировании объекта

Согласно пунктам 6 и 7 Закона РБ №399-З от 18.07.2016г.:

  • Оценка воздействия на окружающую среду – определение при разработке предпроектной (предынвестиционной), проектной документации возможного воздействия на окружающую среду при реализации проектных решений, предполагаемых изменений окружающей среды, прогнозирование ее состояния в будущем в целях принятия решения о возможности или невозможности реализации проектных решений, а также определение необходимых мероприятий по охране окружающей среды и рациональному использованию природных ресурсов;
  • Отчет об оценке воздействия на окружающую среду – документ, содержащий сведения о проведенной оценке воздействия на окружающую среду, а также об источниках и видах воздействия планируемой хозяйственной и иной деятельности на окружающую среду, о проектных решениях и мероприятиях по охране окружающей среды и рациональному использованию природных ресурсов.

Порядок проведения оценки воздействия на окружающую среду (далее – ОВОС), требования к составу отчета об ОВОС, требования к специалистам, осуществляющим проведение ОВОС установлены Положением, утвержденным Постановлением СовМина №47 от 19.01.2017г.

ОВОС проводится для объектов, указанных в пунктах 1 и 2 статьи 7 Закона РБ №399-З от 18.07.2016г, однако в данном правиле есть исключения, которые будут рассмотрены в настоящей статье.

Согласно п. 5 статьи 19 Закона РБ №399-З от 18.07.2016г: не проводится оценка воздействия на окружающую среду при реконструкции объектов, указанных в статье 7 настоящего Закона, в случае, если в предпроектной (предынвестиционной) или проектной документации предусматриваются проектные решения, обеспечивающие выполнение каждого из следующих условий:

  1. не планируется увеличения суммы валового выброса загрязняющих веществ в атмосферный воздух более чем на пять процентов от первоначально утвержденной проектной документацией;
  2. не планируется увеличения объемов сточных вод более чем на пять процентов от первоначально утвержденных проектной документацией;
  3. не планируется предоставления дополнительного земельного участка;
  4. не планируется изменения назначения объекта.

Рассмотрим каждый пункт подробнее на следующем примере:

Проектными решениями предусматривается замена водогрейного котла в котельной предприятия в связи с моральным и физическим износом оборудования. Работа проектируемого котла предполагается на газообразном топливе (природный газ), тогда как существующий котел работает на дровах. Вид деятельности предприятия, на территории которого расположена котельная – прядильно-ткацкое производство. Согласно п. 290 приложения 1 Постановления СовМина №847 от 11.12.2019 г. для такого предприятия базовый размер санитарно-защитной зоны (далее – СЗЗ) составляет 300 м. Согласно подпункту 1.3. пункта 1 Закона РБ №399-З от 18.07.2016: проектируемый объект является объектом государственной экологической экспертизы, как реконструкция объектов, указанных в статье 7 Закона РБ №399-З от 18.07.20. Проектируемый объект относится к объектам, для которых проводится ОВОС согласно подпункту 1.1. пункта 1 статьи 7 Закона РБ №399-З от 18.07.2016 как объект, у которого базовый размер СЗЗ составляет 300 метров.

Здесь важно помнить, что при определении необходимости разработки ОВОС на основании подпункта 1.1. пункта 1 статьи 7 Закона РБ №399-З от 18.07.2016 для реконструируемого предприятия следует определять размер СЗЗ именно базовый, который устанавливается согласно приложения 1 Постановления СовМина №847 от 11.12.2019 г. Для предприятия также может иметься проект СЗЗ с установлением сокращенной границы СЗЗ – расчетной, согласованной органами Минздрава в установленном законодательством порядке. Однако расчетный размер СЗЗ предприятия не является основанием для определения необходимости разработки ОВОС. Тоже касается и подпункта 1.2. пункта 1 статьи 7 Закона РБ №399-З от 18.07.2016, согласно которому объектами, для которых проводится ОВОС являются объекты промышленности (объекты, на которых планируется осуществление экономической деятельности в сфере материального производства, связанной с производством орудий труда (как для других отраслей народного хозяйства, так и для самой промышленности), материалов, топлива, энергии, дальнейшей обработкой продуктов, полученных в промышленности или произведенных в сельском хозяйстве, а также с производством товаров, оборудования, машин, механизмов, добычей полезных ископаемых), у которых базовый размер санитарно-защитной зоны не установлен. То есть если для промышленного объекта базовый размер СЗЗ в приложении 1 Постановления СовМина №847 от 11.12.2019 г. не установлен и для такого объекта разработан проект СЗЗ с установлением расчетного размера СЗЗ, для такого объекта требуется разработка ОВОС.

Следовательно, если для рассматриваемого в примере предприятия разработан проект СЗЗ с сокращением базового размера до 100 м., который утвержден в органах Минздрава, базовый размер предприятия все равно остается 300 м и это является основанием для проведения ОВОС при реконструкции такого предприятия.

  1. Для установления необходимости разработки ОВОС для рассматриваемого объекта проводятся расчеты выбросов загрязняющих веществ от всех проектируемых источников выделения и выбросов, в данном случае – это сжигание газообразного топлива в проектируемом котле, выбросы загрязняющих веществ в атмосферный воздух от которого будут осуществляться посредством дымовой трубы. Полученные значения по валовым выбросам всех загрязняющих веществ – тоннам в год – суммируются. В данном примере происходит замена существующего котла, то есть существующий источник выделения загрязняющих веществ в атмосферный воздух работать не будет и его нужно исключить из общей суммы валового выброса загрязняющих веществ от предприятия. Таким образом итоговое значение валового выброса загрязняющих веществ в атмосферный воздух от предприятия после строительства объекта будет получено путем вычитания от общего валового выброса предприятия валового выброса от демонтируемого котла и прибавлением к полученному результату валового выброса от проектируемого котла.

Полученный результат сравнивается с валовым выбросом загрязняющих веществ, выбрасываемых в атмосферный воздух в целом от предприятия, установленного в ранее разработанной и согласованной проектной документации. Здесь важно отметить, что сравнение проектируемого положения по выбросам загрязняющих веществ предприятия следует сравнивать именно с первоначально утвержденной проектной документацией для такого предприятия, а не с иными документами, в которых приведена информация о выбросах загрязняющих веществ в атмосферный воздух.

В том случае, если проектными решениями по реконструкции предприятия не планируется увеличения суммы валового выброса загрязняющих веществ в атмосферный воздух более чем на пять процентов от первоначально утвержденной проектной документацией, проверяется соблюдение остальных подпунктов п. 5 статьи 19 Закона РБ №399-З от 18.07.2016г.

  1. Далее для установления необходимости разработки ОВОС для рассматриваемого объекта уточняется соблюдение условия: не планируется увеличения объемов сточных вод более чем на пять процентов от первоначально утвержденных проектной документацией.

Данные по объемам сточных вод от проектируемого объекта принимаются согласно раздела проектной документации «Водоснабжение и канализация». Важно отметить, что объем сточных вод проектируемого объекта должен включать не только промышленные и хозяйственно-бытовые стоки, но также и ливневые стоки.

В данном случае также, как и в предыдущем подпункте, проектируемый объем сточных вод от предприятия сравнивается с объемом сточных вод, первоначально утвержденным проектной документацией, а не с объемом сточных вод, приведенным в иной документации, такой, например, как разрешение на спецводопользование. В том случае, если проектными решениями по реконструкции предприятия не планируется увеличения объемов сточных вод более чем на пять процентов от первоначально утвержденных проектной документацией, проверяется соблюдение остальных пунктов п. 5 статьи 19 Закона РБ №399-З от 18.07.2016г.

  1. Далее для установления необходимости разработки ОВОС для рассматриваемого объекта уточняется соблюдение условия: не планируется предоставления дополнительного земельного участка.

В рассматриваемом примере замена котла будет происходить на предприятии в существующей котельной, дополнительного земельного участка для размещения проектируемого объекта не требуется.

  1. Последним условием отсутствия необходимости разработки ОВОС является – не планируется изменения назначения объекта.

Поскольку в рассматриваемом примере проектируемый объект не требует изменения назначения объекта, вид деятельности предприятия после реализации проектных решений никак не изменится, данное условие также выполняется.

На основании проведенного анализа разработка ОВОС для проектируемого объекта, указанного в примере, не требуется.

Следует отметить, что в том случае, если после реализации проектных решений увеличение суммы валового выброса загрязняющих веществ в атмосферный воздух предприятия составит более чем на пять процентов, для такого предприятия требуется разработка ОВОС не зависимо от того, соблюдаются ли остальные подпункты пункта 5 статьи 19 Закона РБ №399-З от 18.07.2016г. Тоже касается и остальных подпунктов пункта 5 статьи 19 Закона РБ №399-З от 18.07.2016г. То есть при несоблюдении хотя бы одного условия, указанного в пункте 5 статьи 19 Закона РБ №399-З от 18.07.2016г, для проектируемого объекта требуется разработка ОВОС.

Помимо этого, п. 2 статьи 5 Закона РБ №399-З от 18.07.2016г установлен перечень объектов, которые не являются объектами государственной экологической экспертизы и, следовательно, для таких объектов не требуется разработка ОВОС, а именно:

  1. проектная документация по объектам модернизации, реконструкции, включающих замену узлов, агрегатов, устройство дополнительных строительных конструкций, обеспечивающих модернизацию технологических процессов, изменение назначения помещений, не связанных с воздействием на окружающую среду и (или) использованием природных ресурсов.

Согласно статьи 1 Закона РБ «Об охране окружающей среды»:

окружающая среда – совокупность компонентов природной среды, природных и природно-антропогенных объектов, а также антропогенных объектов;

компоненты природной среды – земля (включая почвы), недра, воды, атмосферный воздух, растительный и животный мир, а также озоновый слой и околоземное космическое пространство, обеспечивающие в совокупности благоприятные условия для существования жизни на Земле;

природные ресурсы – компоненты природной среды, природные и природно-антропогенные объекты, которые используются или могут быть использованы при осуществлении хозяйственной и иной деятельности в качестве источников энергии, продуктов производства и предметов потребления и имеют потребительскую ценность.

  1. проектная документация по объектам санаторно-курортных организаций, размещение которых предусматривается в границах курортов (за исключением размещения этих объектов в границах особо охраняемых природных территорий);
  2. проектная документация по объектам общественного питания, объектам туристической инфраструктуры в границах охранных зон особо охраняемых природных территорий;
  3. проектная документация по объектам сельскохозяйственного назначения (за исключением архитектурных и при одностадийном проектировании строительных проектов на возведение, реконструкцию объектов, на которых планируется осуществлять экологически опасную деятельность).

Критерии отнесения хозяйственной и иной деятельности, которая оказывает вредное воздействие на окружающую среду, к экологически опасной деятельности установлены Указом Президента РБ №349 от 24.06.2008г.

  1. проектная документация по изменению назначения капитальных строений (зданий, сооружений), расположенных в зонах охраны недвижимых материальных историко-культурных ценностей, если такое изменение не связано с воздействием на окружающую среду и (или) использованием природных ресурсов.

Разработка ОВОС – это всегда длительный и трудозатратный процесс, который может на месяцы отодвинуть сроки согласования проектной документации и, как следствие, сроки строительства проектируемого объекта. Несомненно, проведение ОВОС важно при проектировании объектов, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду и здоровье человека. Однако при реконструкции предприятий, когда существующее воздействие предприятия улучшится или ухудшится не значительно, минимально и будет находиться в пределах норм, правильное определение нецелесообразности разработки ОВОС при проектировании может сэкономить и время, и деньги Заказчика.

Новости