Государственная экологическая экспертиза и ОВОС
Процедуры экологической экспертизы и оценки воздействия на окружающую среду являются важнейшим инструментом осуществления природоохранной политики Республики Беларусь в области управления качеством окружающей среды. Экологическая экспертиза обеспечивает выявление опасных факторов воздействия на окружающую среду намечаемой хозяйственной и иной деятельности до момента принятия решения о ее реализации. Превентивность этой процедуры играет ту особую роль, которая отводится экологической экспертизе.
22 января 2017 году в Республике Беларусь вступил в силу новый закон под названием «О государственной экологической экспертизе, стратегической экологической оценке и оценке воздействия на окружающую среду» (далее – закон «О ГЭЭ, СЭО и ОВОС») от 18 июля 2016 г., который признал утратившим силу закон Республики Беларусь от 9 ноября 2009 года «О государственной экологической экспертизе» и ряд других нормативно-правовых актов.
Согласно закону РБ «О ГЭЭ, СЭО и ОВОС», оценка воздействия на окружающую среду подразумевает под собой определение при разработке предпроектной документации (предынвестиционной), проектной документации возможного воздействия на окружающую среду при реализации проектных решений, предполагаемых изменений окружающей среды, прогнозирование ее состояния в будущем в целях принятия решения о возможности или невозможности реализации проектных решений, а также определение необходимых мероприятий по охране окружающей среды и рациональному использованию природных ресурсов.
Основными принципами ОВОС являются:
- превентивность, означающая проведение ОВОС до принятия решения о реализации планируемой деятельности и использование результатов этой оценки при разработке проектных решений для обеспечения экологической безопасности;
- презумпция потенциальной экологической опасности планируемой деятельности;
- альтернативность вариантов размещения и (или) реализации планируемой деятельности, включая отказ от ее реализации (нулевая альтернатива);
- учет суммарного воздействия на окружающую среду осуществляемой деятельности и планируемой деятельности;
- своевременность и эффективность информирования общественности, гласность и учет общественного мнения по вопросам воздействия планируемой деятельности на окружающую среду;
- объективность и научная обоснованность при подготовке отчета об ОВОС;
- достоверность и полнота информации, используемой для принятия обоснованных решений с учетом экологической и экономической эффективности и принципов устойчивого развития.
Результатом проведения оценки воздействия на окружающую среду является документ под названием «Отчет об оценке воздействия на окружающую среду».
Раздел ОВОС является частью предпроектной (проектной) документации и проходит согласование в составе проекта (но согласуется отдельно на государственной экологической экспертизе).
ОВОС разрабатывается и согласуется на предпроектной стадии.
Необходимость разработки раздела ОВОС определяется статьей 7 Закона РБ «О ГЭЭ, СЭО и ОВОС» от 18 июля 2016 г. №399-З, в которой указан перечень объектов, для которых проводится ОВОС. В этот перечень входят как новые (проектируемые), так и реконструируемые объекты.
Для реконструируемых объектов ОВОС может не проводиться лишь в случаях:
- не планируется увеличения суммы валового выброса загрязняющих веществ в атмосферный воздух, объемов сточных вод более чем на 5% от первоначально утвержденной проектной документацией;
- не планируется предоставления дополнительного земельного участка;
- не планируется изменения назначения объекта.
Оценка воздействия на окружающую среду проводится заказчиками, проектными организациями, имеющими в своем штате специалистов, прошедших подготовку по проведению оценки воздействия на окружающую.
Этапы проведения ОВОС
ОВОС проводится для объекта в целом. Не допускается проведение ОВОС для отдельных выделяемых в проектной документации по объекту этапов работ, очередей строительства, пусковых комплексов.
Программа проведения ОВОС разрабатывается уполномоченной заказчиком проектной организацией. В программе проведения ОВОС определяются структура отчета об ОВОС, график, объем и степень детализации работ по ОВОС исходя из особенностей планируемой деятельности и сложности природных, социальных и техногенных условий.
В случае возможного трансграничного воздействия планируемой деятельности уполномоченной заказчиком проектной организацией готовятся уведомление о планируемой деятельности и запрос информации о затрагиваемой стороне, необходимой для разработки отчета об ОВОС. Заказчиком либо уполномоченной им проектной организацией обеспечивается перевод программы проведения ОВОС и материалов на английский язык и (или) другой язык по договоренности заинтересованных сторон.
При получении от затрагиваемых сторон письменного ответа с подтверждением участия в процедуре ОВОС с учетом трансграничного воздействия процесс проведения процедуры ОВОС регламентируется главой 2 Положения №47 от 19.01.2017 «О порядке проведения оценки воздействия на окружающую среду, требованиях к составу отчета об оценке воздействия на окружающую среду, требованиях к специалистам, осуществляющим проведение оценки воздействия на окружающую среду».
Порядок проведения процедуры ОВОС на обязательной основе требует проведение общественных слушаний и консультаций (в случае возможного трансграничного воздействия) по разработанному отчету об ОВОС.
Общественное обсуждение осуществляется до проведения государственной экспертизы.
Местные Советы депутатов, местные исполнительные и распорядительные органы административно-территориальных единиц, на территориях которых предполагается реализация планируемой деятельности и территории которых затрагиваются в результате ее реализации, совместно с заказчиком с участием уполномоченной заказчиком проектной организации проводят общественные обсуждения отчета об ОВОС.
Срок общественных обсуждений отчетов об ОВОС не может быть менее 30 календарных дней.
Утвержденный отчет об ОВОС на бумажном и электронном носителях представляется на государственную экологическую экспертизу.
К утвержденному отчету об ОВОС прилагаются результаты проведения общественных слушаний, а именно:
- уведомление о проведении общественных обсуждений отчета об ОВОС и объявление о проведении собрания по обсуждению отчета об ОВОС (публикация в средствах массовой информации, размещение в глобальной компьютерной сети Интернет);
- протокол общественных обсуждений отчета об ОВОС с указанием количества участников общественных обсуждений по административно-территориальным единицам;
- протокол собрания по обсуждению отчета об ОВОС с указанием количества участников собрания (в случае его проведения);
- протоколы консультаций с затрагиваемыми сторонами, замечания и предложения по отчету об ОВОС, поступившие от затрагиваемых сторон по результатам проведения общественных обсуждений и консультаций, и ответы на них;
- сводка отзывов, включающая замечания и предложения по отчету об ОВОС, поступившие в ходе проведения общественных обсуждений в соответствующие местные исполнительные и распорядительные органы, заказчику и в проектные организации, указанные в уведомлении о проведении общественных обсуждений отчета об ОВОС, а также аргументированные ответы на них.
Деятельность по проведению общественных слушаний выполняет один из важнейших принципов ОВОС – гласность и учет общественного мнения. В Республике Беларусь, как в демократическом государстве, этому отводится особое внимание.
Государственная экологическая экспертиза (далее – ГЭЭ) проводится в отношении объектов, указанных в пунктах 1 и 2 статьи 5 Закона Республики Беларусь "О ГЭЭ, ОВОС и СЭО". Помимо объектов ОВОС (статья 7 Закона Республики Беларусь "О ГЭЭ, ОВОС и СЭО") к объектах ГЭЭ относятся:
- проектная документация на пользование недрами;
- документация на мобильные установки по использованию и (или) обезвреживанию отходов и (или) подготовке отходов к использованию, а также на мобильные установки для производства продукции;
- проекты водоохранных зон и прибрежных полос, а также изменения и (или) дополнения, вносимые в них;
- проекты ведения охотничьих хозяйств, рыбоводно-биологические обоснования, биологические обоснования зарыбления рыболовных угодий, биологические обоснования на заготовку и (или) закупку диких животных, не относящихся к объектам охоты и рыболовства, биологические обоснования вселения диких животных в угодья, а также изменения и (или) дополнения, вносимые в них;
- лесоустроительные проекты, а также изменения и (или) дополнения, вносимые в них;
- схемы землеустройства районов, проекты внутрихозяйственного землеустройства, а также изменения и (или) дополнения, вносимые в них;
- проекты технических условий, а также изменения и (или) дополнения, вносимые в них.
ГЭЭ проводится государственным учреждением образования "Республиканский центр государственной экологической экспертизы и повышения квалификации руководящих работников и специалистов" Министерства природных ресурсов и охраны окружающей среды Республики Беларусь на платной основе в соответствии с заключенными договорами на проведение ГЭЭ.
Документация для проведения ГЭЭ предоставляется проектной организацией.
Проектная организация представляет на ГЭЭ документацию в составе, определенном в пункте 3.9 единого перечня административных процедур, осуществляемых государственными органами и иными организациями в отношении юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, утвержденного постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 17 февраля 2012 г. №156.
Согласно данному перечню пакет документов, предоставляемых на ГЭЭ, должен включать в себя:
- Проектная документация (далее – ПД) на бумаге и электронном носителе;
- Ситуационная карта радиусом 2 км;
- Заключение ЦГЭ по санитарно-гигиенической экспертизе ПД;
- Документ о прохождении курсов разработчика ОВОС;
- Документ о прохождении курсов заказчика, если его планируемый вид деятельности приведен в Указе Президента РБ от 24.06.2008 №349;
- Документы, подтверждающие соответствие/несоответствие наилучшим доступным техническим методам (НДТМ);
- Документ об оплате экспертизы.
Срок проведения ГЭЭ – 1 месяц со дня регистрации заявления о предоставлении необходимого пакета документов для ГЭЭ.
По результатам проведенной ГЭЭ составляется заключение ГЭЭ.
Заключение может быть положительным либо отрицательным. Положительное заключение может содержать особые условия реализации проектных решений (пункт 32 главы 4 Положения №47 от 19.01.2017).
Техник-эколог отдела "Экология" ОДО "ЭНЭКА" |
При получении отрицательного заключения заказчик и (или) проектная организация обязаны при доработке документации учесть выводы, указанные в данном заключении, и представить документацию повторно для проведения государственной экологической экспертизы, в случае если заказчик планируемой хозяйственной и иной деятельности не отказался от ее реализации.
Компания «ЭНЭКА» осуществляет экологические услуги. Биогазовый комплекс в Минске.